Интернет-магазин
мебели и товаров для дома

Стулья власти: новая выставка в Vitra Schaudepot

В прошлую пятницу на кампусе Vitra открылась новая выставка - «Стулья власти». До 17 февраля 2019 ее можно будет увидеть в открытом фондохранилище Музея Дизайна Vitra, Vitra Schaudepot. Экспозиция посвящена тесной взаимосвязи истории стула и культуры сидения с проявлениями власти. Долгое время в истории человечества стулья оставались привилегией правителей и высших эшелонов общества. С появлением промышленного мебельного производства стулья, наконец, стали доступными для более широких слоев населения; однако ассоциация стула с категориями статуса и власти прослеживается и по сей день. Выставка «Стулья власти» демонстрирует, как представления о власти находят выражение в предметах мебели для сидения.

Наполеон I, 1814 © Getty;
Наполеон I, 1814 © Getty;
Джон Кеннеди, 1960 © Hans J. Wegners Tegnestue
Джон Кеннеди, 1960 © Hans J. Wegners Tegnestue

Наиболее ранние экспонаты выставки свидетельствуют о тесной связи между мебелью для сидения и традиционными представлениями о политической и религиозной власти. Одним из примеров является Chaise de Garde, созданный бельгийским придворным краснодеревщиком Жаном-Жозефом Шапуи около 1802 года. Стул был выполнен по заказу Наполеона Бонапарта в рамках реконструкции замка Лакен под Брюсселем и опирается на типы мебели для сидения древнего Рима. Более поздний объект в этой категории представлен папским троном, изготовленным для визита Папы Римского Иоанна Павла II в Загреб в 1994 году. Прямая высокая спинка и жесткая формальная посадка, которую предписывает форма трона, остаются привычными символами власти и по сей день.

Elda Chair, Джо Коломбо, 1963;
Elda Chair, Джо Коломбо, 1963;
Gonçalo Mabunda, 2012 © Vitra Design Museum
Gonçalo Mabunda, 2012 © Vitra Design Museum

Также выставка показывает, как процесс демократизации во многих западных странах нашел отражение в предметах для сидения и форме посадки, транслирующих такие ценности, как гибкость, прозрачность и равноправие. Например, во время легендарных телевизионных дебатов между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960 году кандидаты сидели в креслах Ханса Вегнера JH501 (1949/50), модели из дерева, сдержанный дизайн которой олицетворял идеалы демократичного стиля политики, берущей начало в «инициативе снизу». 

Саммит W20, Берлин, 2017, фото Hannibal Hanschke © Picture Alliance / REUTERS
Саммит W20, Берлин, 2017, фото Hannibal Hanschke © Picture Alliance / REUTERS

Тема получила дальнейшее развитие в кресле East River (2013/14), спроектированном голландским дизайнером Хеллой Йонгериус для штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Разноцветная обивка, низкая спинка и подлокотники создают ощущение открытости и плюрализма. Задние ножки кресла оснащены колесиками, словно утверждая, что стремиться к изменениям важнее, чем цепляться за традиционные ценности. Именно в креслах Йонгериус сидели Ангела Меркель, Кристин Лагард и Иванка Трамп во время подиумной дискуссии на саммите Women20 в Берлине.

Эманнуэль Макрон, 2017, фото Charles Platiau © Getty
Эманнуэль Макрон, 2017, фото Charles Platiau © Getty

За пределами политической сферы демонстрация власти и статуса через мебель для сидения также отражала непрерывную эволюцию социальных ценностей. Например, в девятнадцатом веке в моду вошли кресла-качалки и другие виды мебели для отдыха, которые наглядно показывали способность владельца позволить себе наслаждаться бездействием. К этой группе объектов относится Adjustable Chair (1870/71) американского дизайнера Джорджа Уилсона, многочисленные механические элементы которого свидетельствуют о приоритетах формирующегося современного индустриального общества.

Barcelona Chair в интерьере Glass House, Коннектикут © Eirik Johnson
Barcelona Chair в интерьере Glass House, Коннектикут © Eirik Johnson
Barcelona Chair в фильме «Агент 007: Казино Рояль», 2006 © Sony Pictures / Metro-GoldwynMayer
Barcelona Chair в фильме «Агент 007: Казино Рояль», 2006 © Sony Pictures / Metro-GoldwynMayer

Многие объекты, признанные классикой дизайна двадцатого века, сделали роскошный комфорт олицетворением влиятельности и авторитета: например, кресло Barcelona Людвига Миса ван дер Роэ для элегантного Немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в Барселоне, кресло Lounge Чарльза и Рэй Имз (1943-56) и кресло Egg Арне Якобсена (1957/58), которое было спроектировано для просторного фойе фешенебельного отеля в Копенгагене, чтобы создать уединенные зоны для приватных разговоров. Также иконы дизайна активно использовались в фильмах и телевизионных сериалах, представляя собой сцену для раскрытия образов главных действующих лиц: в «Шпионе, который меня любил» соперница Джеймса Бонда сидит в кресле Elda (1963) итальянского дизайнера Джо Коломбо, в то время как для знаменитого героя «Звездного пути» Спока выбрано скульптурное кресло Ribbon французского дизайнера Пьера Полена (1965).

Инсталляция «Стулья власти», фото Roland Schmid, 2018 © Vitra Design Museum
Инсталляция «Стулья власти», фото Roland Schmid, 2018 © Vitra Design Museum

Диаметрально противоположное понимание взаимосвязи между властью и предметами для сидения нашло отражение в деятельности таких дизайнеров, как Энцо Мари, который создал простой и непритязательный стул DIY в рамках своей серии Autoprogettazione (1974). В 2016 году группа CUCULA организовала серийное изготовление этих стульев в своей берлинской мастерской силами беженцев, предлагая им возможность работы и социальной интеграции. В данном случае дизайн служит выражением власти не в форме престижа или роскоши, а в качестве средства реализации собственного потенциала.

Стулья власти: новая выставка в Vitra Schaudepot
Инсталляция «Стулья власти», фото Roland Schmid, 2018 © Vitra Design Museum
Инсталляция «Стулья власти», фото Roland Schmid, 2018 © Vitra Design Museum

«Стулья власти» в экспозиции выставки дополнены эффектными фотографиями интерьеров, в которых они используются. В их числе представлены такие разные пространства, как комната в стиле ампир в Королевском дворце в Брюсселе и знаменитый «Стеклянный дом» Филипа Джонсона (1949 г.) в Нью-Канаане, штат Коннектикут (США), который способствовал утверждению интернационального стиля как предпочтительного облика банковских фойе и юридических фирм последующих десятилетий. Другие снимки запечатлели сегодняшние центры власти, от Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и конференц-залов Федеральной канцелярии Германии до зала конгрессов в штаб-квартире FIFA в Женеве. Вместе эти интерьеры, красочные, мультикультурные, помпезные, минималистичные или же авторитарные и подавляющие, демонстрируют, как с течением времени меняются коды власти и как они транслируются с помощью дизайна.

Штаб-квартира ООН, Нью Йорк, 2008 © Luca Zanier
Штаб-квартира ООН, Нью Йорк, 2008 © Luca Zanier

Copyright © 2018 Brand Angel PR&Communications, All rights reserved