Интернет-магазин
мебели и товаров для дома

Жизнь в рамке: дизайн и комиксы

Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
Чарльз Шульц, Peanuts, 1953 © Peanuts Worldwide LLC

Жизнь в рамке: дизайн и комиксы

Бум! Бах! Тарарах! 24 мая Музей Дизайна Vitra представил новую выставку: в открытом фондохранилище Vitra Schaudepot разместилась экспозиция «Жизнь в рамке: дизайн и комиксы». В рамках выставки Музей Дизайна Vitra переосмысливает свою коллекцию сквозь призму мира комиксов и исследует его связь с дизайном. Культовые предметы мебели занимают видное место в таких комиксах, как Приключения Тинтина, Peanuts и Диаболик. В то же время, именно комиксы послужили источником вдохновения для ряда дизайнеров, которые создавали ироничные предметы, навеянные историями о сверхчеловеческой силе и молниеносной скорости. Выставка, ставшая результатом первого в истории Музея Дизайна Vitra исследования комиксов, посвящена этим двум тенденциям. Предметы из коллекции музея словно сходят со страниц иллюстрированного мира, чтобы воплотиться в реальность.
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
Гидо Крепакс, Valentina, 1975 © Guido Crepax, Archivio Crepax

В отличие от карикатуры и иллюстрации, комикс рассказывает историю с помощью последовательности кадров, используя комбинацию изображений и, как правило, текста. Чтобы удержать внимание читателя, художники комиксов задействуют легко считываемые коды и в том числе дизайн, которые позволяют быстро и четко обрисовать атмосферу, социальный статус или настроение. Когда мы видим с иголочки одетого персонажа, который сидит с ногами на пуфе своего собственного кресла Eames Lounge (1943-1956), мы сразу же понимаем, что это продвинутый современный типаж. Когда же другой персонаж критикует кресло Butterfly (1938) Grupo Austral как неудобное, мы знаем, что все совсем наоборот. Узнаваемые предметы дизайна постоянно появляются в комиксах, потому что дизайн - неотъемлемая часть повседневной жизни, которую художники всегда стремились отражать в своем творчестве.
     
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
   
       
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы

Туве Янссон, Все о Мумми-троллях, 1958 © Solo / Bulls; Grupo Austral, Hardoy Chair / Butterfly Chair, 1938. Фото: Jürgen HANS © Vitra Design Museum

Прорыв комикса как жанра начался с появлением агентств по размещению комиксов в американских газетах на рубеже ХХ века. Воскресные выпуски комиксов на полностраничных цветных разворотах, такие как стилистически новаторский Little Nemo in Slumberland (1905–1924) Уинзора Маккея, рассказывающий о приключениях главного героя во сне, еженедельно читались миллионами. В комиксах культура как «высокая», так и «низкая» визуально кодировалась и высмеивалась с помощью дизайна.
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
 
Joost Swarte, Beugel Chair, 2018 © Joost Swarte
В Европе художники комиксов нередко использовали прямые отсылки к существующим объектам модернистского дизайна в своих работах. Примером служит Жорж Реми, известный под псевдонимом Эрже, который приобрел всемирную известность благодаря серии комиксов «Приключения Тинтина», переведенной впоследствии на более 70 языков. В пятом выпуске от 1934 года Эрже запечатлел стул MR-10 Миса ван дер Роэ 1927 года, объект, который стремился сократить материал и форму до функционально необходимых - такими же чертами обладал формальный и минималистичный стиль рисования ligne claire (фр. «четкая линия») бельгийского художника. Дизайн и комиксы этой эпохи единодушно понимали современность как стремление к интернациональности, доступности и массовости.

 
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
 
Морис Калка, Boomerang Desk, 1969; Гаэтано Пеше, Tramonto a New York, 1980. Фото: Jürgen HANS © Vitra Design Museum

Начиная с 1930-х годов комиксы публикуются в самых различных форматах и ​​охватывают множество жанров. Это десятилетие познакомило читателей с форматом книги комиксов, а 1940-е и 1950-е годы были отмечены бумом таких жанров, как супергерои, ужасы, романтика и научная фантастика. 1960-е годы возвестили начало новой эры, в которой поп-культура, включая комиксы, начала оказывать ощутимое влияние на «высокое» искусство и дизайн. Причудливые образы из научно-фантастических комиксов того времени оставили свой след в работах дизайнеров, которые одновременно экспериментировали со стекловолокном и формованным пластиком.

Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
Хавьер Марискаль, Los Garriris: Este verano te vas a enamorar, 1977 © Javier Mariscal

В качестве примеров можно привести письменный стол Boomerang Мориса Калки 1969 года и кресло Tomato Ээро Аарнио 1971 года. В 1980-х годах такие художники, как Хавьер Марискаль, представили совершенно новую точку зрения на связь комикса и предметного дизайна. Изначально приобретя известность благодаря своим комиксам на тему испанского общества на пути к демократизации, Марискаль создал причудливые предметы мебели для его наполнения. Одним из них стал стул Garriris 1987 года, появление которого было бы невозможно без предшествующего успеха одноименной серии комиксов художника.

 
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
 

Superstudio, Passiflora, 1966; Пьер Джакомо и Акилле Кастильони, Snoopy, 1967. Фото: Andreas Jung © Vitra Design Museum

В то время как газеты уступают место цифровым форматам публикаций, а продажи печатных комиксов снижаются из-за конкуренции с новыми средствами массовой информации, с 1990-х годов растущую популярность приобретают книги-комиксы, также известные как «графическая новелла». Этот формат используется для таких серьезных тем, как войны или социальная несправедливость, а также для изложения исторических событий доступным для широкой аудитории языком. Примером служит графическая новелла «Eileen Gray: A House Under the Sun», опубликованная в мае 2019 года. Дуэт авторов-иллюстраторов Шарлотты Мальтер-Барт и Зоси Дзержавской убедительно реконструирует историю создания виллы E-1027 с точки зрения Эйлин Грей, которая идет в разрез с общепринятой версией событий, на протяжении десятилетий преуменьшавшей вклад дизайнера и архитектора в создание дома.
 
 
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
  
   
Жизнь в рамке: дизайн и комиксы

Nendo Manga Chair No. 47; No. 8. Фото: Andreas Sütterlin; Roland Shmidt © Vitra Design Museum

Выставка «Жизнь в рамке» не обходит вниманием и актуальность японской манги как мирового культурного феномена. Экспозиция представляет три работы из серии Manga Chairs (2015) японской дизайн-студии Nendo, которые демонстрируются в Vitra Schaudepot впервые. Каждый стул олицетворяет собой отдельный элемент филигранного визуального языка манги: один из них мчится сквозь пространство со скоростью света, другой отскакивает от пола, а третий сжимается в размере при том, что фактически они остаются неподвижны.

Жизнь в рамке: дизайн и комиксы
Выставка «Жизнь в рамке: дизайн и комиксы». Фото: Roland Shmidt © Vitra Design Museum

Экспозиция выставки «Жизнь в рамке» сочетает комиксы различных жанров с соответствующими объектами из коллекции Музея Дизайна Vitra, обрисовывая общий для экспонатов дух времени вне зависимости от того, были ли они созданы пером на бумаге или методом инжекционной формовки. Стеллажи фондохранилища Vitra Schaudepot обеспечивают идеальную раскадровку для икон дизайна, которые становятся главными героями в собственном комиксе, позволяя сочетать в одной экспозиции юмор и исследовательский подход.

Статья предоставлена PR-представителем Vitra Design Museum России.